Все знают, что чисто отмыть машину только водой невозможно. Сколько ни три, налет все равно останется. Если механическое воздействие не справляется, на помощь можно призвать химическое в лице поверхностно-активных веществ (ПАВ). Но не всегда ПАВы справляются со своей задачей и им приходится помогать. Если облить машину водой, потом облить автошампунем и смыть, то грязь наверняка останется. Нужно помогать руками, протирать и вытирать. Так все и поступают. Но в любом случае, будь то ручная мойка губками, тряпками, швабрами или механизированная мойка щетками, не избежать микроповреждений покрытия от абразивного воздействия частиц грязи и песка.

Технология бесконтактной мойки лишена недостатка микроповреждений поверхности. Бесконтактная мойка появилась сравнительно недавно и только благодаря разработке мощных моющих средств на основе современных поверхностно-активных веществ и специальных добавок, усиливающих моющую способность. Благодаря своим уникальным моющим свойствам и хорошему пенообразованию эта группа автошампуней получила название активная пена или бесконтактная пена.

Технология бесконтактной мойки несложна. Нанесение раствора активной пены на автомобиль может осуществляться при помощи пеногенератора, работающего от компрессора или при помощи специального пенокомплекта, непосредственно подключаемого к моечному насосу высокого давления. Пеногенератор более производителен, дает обильную ровную пену, которая покрывает автомобиль, как снегом.

Процесс бесконтактной мойки занимает около десяти минут и включает в себя:

• облив кузова струями воды под высоким давлением, чтобы сбить грязь и смочить поверхность;

• нанесение специального моющего средства — активной пены — при помощи распылителя или пеногенератора. Активная пена — это концентрированная щелочная химия с высокой адсорбирующей способностью. Она отличается хорошей текучестью, что позволяет ей проникать в места, недоступные при обычной ручной мойке;

• выдержку 1 — 2 минуты для активации пены;

• смыв раствора, впитавшего грязь, водой из аппарата высокого давления (АВД);

• удаление воды, сушку.

Для получения лучшего эффекта следует нанесение пены и смыв ее производить горизонтальными движениями, двигаясь постепенно снизу вверх по бортам автомобиля, сначала вымыв боковины, потом перед и корму, а в конце крышу, багажник и капот. В этой технологии мойки остается элемент контакта — удаление воды водосгоном и протирка салфеткой. Лучше использовать мягкие силиконовые водосгоны — их материал не позволяет внедряться в рабочую кромку песку — главному врагу окраски. Салфетка из специальной искусственной замши завершает сушку. Можно полностью исключить контактное воздействие при мойке и сушке. Для этого нужно обработать кузов сразу после мытья специальным обливочным воском — ускорителем сушки, капли воды будут сами скатываться и кузов будет достаточно слегка обдуть воздухом, чтобы он стал сухим.

Чтобы при бесконтактной мойке избежать неприятностей, нужно четко соблюдать инструкции по применению бесконтактной пены и придерживаться следующих правил:

• не допускать высыхания раствора активной пены на кузове, высохший раствор образует на поверхности белесые пятна, которые трудно смыть, удалить их можно, протерев поверхность легкой жидкой полиролью;

• не наносить раствор на горячий капот и на кузов, нагревшийся на солнце, обязательно облейте кузов водой перед нанесением пены, следите за капотом и крышей, там раньше всего высыхает пена и могут образоваться пятна;

• разбавлять пену точно в соответствии с рекомендациями изготовителя, обычно используются 5 — 10% растворы; значительное увеличение концентрации активной пены в растворе может привести к пятнам на окраске;

• естественно, что нужно помнить о технике безопасности, вентилировать помещение, использовать спецодежду, перчатки и очки.

При бесконтактной мойке автомобилей активной пеной наилучшие результаты сочетания качества и экономической эффективности достигаются при применении пеногенераторов высокого давления. Эти пеногенераторы обеспечивают приготовление и распыление более однородной и мелкоячеистой пены, чем распылители — опрыскиватели низкого давления, и позволяют значительно сократить время на обработку автомобиля. В используемых на мойках пистолетах-пеногенераторах пена образуется в результате дробления и распределения воздуха в растворе пенообразователя — бесконтактного автошампуня.

Технология бесконтактной мойки имеет неоспоримые преимущества при мытье грузовиков. Время мойки огромной фуры сокращается с нескольких часов до 20 минут, причем силами одного человека. Проходка одного моечного поста увеличивается в 10 раз! Мощная струя пены из пеногенератора легко достает до самого верха дальнобойной фуры, не нужно никаких подставок, стремянок, швабр и прочего.

Основные преимущества бесконтактной мойки автомобилей

Основными преимуществами бесконтактной мойки автомобилей являются:
• возможность использования существующего комплекта автомоечного оборудования;

• сокращение времени мойки кузова одного автомобиля до 8–10 минут работы одного мойщика при получении в конечном итоге идеально чистого и сухого автомобиля;
• низкая себестоимость мойки одного автомобиля за счет экономии воды, электроэнергии и фонда заработной платы из-за сокращения трудоемкости и времени мойки;
• увеличение пропускной способности автомойки, что при одновременном уменьшении себестоимости мойки позволит значительно увеличить ее доходность и рентабельность;
• эффективное удаление загрязнений — в том числе из труднодоступных мест;
• исключение воздействия абразива на лакокрасочное покрытие автомобиля;
• долговременная защита от грязи и пыли за счет водоотталкивающего эффекта воскового покрытия вспомогательной сушки;
• экологичность технологии за счет сокращения попадания в сточные воды моющей химии и ее полной биоразлагаемости.

Оборудование, необходимое для бесконтактной мойки
• аппарат высокого давления (АВД) с подогревом или без подогрева воды;
• пеногенератор (некоторые модели пеногенераторов имеют ручную подкачку или встроенный компрессор);
• компрессор для подачи воздуха в пеногенератор (если есть необходимость)
• специальный моющий раствор;
• комплект скребков, сгонов, протирочных материалов.

В большинстве европейских стран принято мыть автомобили двух- и трехфазным способом. Такая обработка кузова дает максимальный эффект и защищает лакокрасочное покрытие автомобиля.