Автомойки (коротко о главном)

Откуда взялись аппараты высокого давления?

В июне-июле 1900 года был успешно зачат Альфред Керхер, который и появился на свет 27 марта 1901 года. В 1950 году (обратите внимание - в 49! Лет) АК получает патент на первый европейский агрегат по очистке. В 1974 году фирма уже под руководством жены АК ( А Керхер скончался в 1959 году) концентрирует все усилия на разработке, производстве и реализации оборудования для очистки водой под высоким давлением. В 1984 году на мировом рынке появляется первый переносной аппарат HD-555. Фактически именно это послужило созданию совершенно нового рыночного сектора.

Для чего?

Если кратко - для мытья.

Ими уже моют не только автомобили, но их узлы и агрегаты, а также и используют для чистки улиц, помещений, стен зданий, прочищать канализационные, отопительных и водопроводных трубы, цистерны, и т.д. Они могут работать с пескоструйными насадками, и как насосы для откачки воды, грязи, с их помощью при определенном развитии фантазии (я бы сам не стал бы этого делать, честно говоря) распыляют химические средства, в том числе в садах и огородах. Для мытья легковых автомобилей в большинстве случаев достаточно давления 100-150 бар при потоке воды 10-15 л/мин. Большее давление может привести к повреждению лакокрасочного покрытия автомобиля и внешних деталей, а также узлов и частей двигателя. Поэтому в автосервисе нет смысла пользоваться мойками, имеющими давление 200 бар и выше. В США на автомойках распространение получили аппараты с расходом воды 2000-2500 литров/час и с давлением 40-60 бар. Некое подобие брандспойта. Другой мир - другие подходы. Аппараты с давлением выше 200 бар в основном применяются на стройках. Есть аппараты с давлением более 1000 бар - ими уже можно просто разрезать бетон. В быту соответственно не применяются.

Какие преимущества?

Достигается заметная экономия воды. В среднем из крана за час вытекает 3000-3500 литров воды в час. У моек проходная способность от 400 до 950 литров в час. И степень очистки несравнима, особенно в труднодоступных местах, куда обычными способами можно просто не добраться. Но и осторожность при работе необходимо тоже соблюдать - все-таки вода под высоким давлением может повредить слабо держащиеся покрытия, и небезопасна для людей и животных.

Классификация

По предназначению:

-Мойки высокого давления для бытового использования - используются дома, на даче, в гараже - режим работы – несколько раз в неделю (1-2 раза)

-Полупрофессиональные мойки высокого давления - предполагается ежедневное использование, но не столь продолжительное и достаточно нечастое.

-Профессиональные мойки высокого давления - постоянная работа на моечных участках.


По типу:

-Мойки высокого давления без подогрева воды

-Мойки высокого давления с подогревом воды

Конструкция

Мойки высокого давления состоят (по порядку) из фильтров, очищающих поступающую воду, насоса высокого давления и систем, нагревающих воду (для аппаратов с подогревом) и добавляющих в нее моющие вещества (детергенты), а также шланга и всевозможных насадок, выбор которых определяется поставленными перед мойкой задачами. Их конструктивные отличия влияют на характеристики устройства и определяют условия эксплуатации.

Главный узел любой мойки ВД - помпа высокого давления, где и происходит, собственно говоря, нагнетание воды. Вода поступает в нее через входные клапаны, и через выходные уже попадает в шланг высокого давления и пистолет с наконечником. В зависимости от предназначения наконечник может быть следующих видов

- с регулировкой угла распыления воды - чаще всего на бытовых аппаратах

- с форсункой высокого давления с определенным постоянным углом распыла и точно откалиброванным отверстием - на проф. и полупроф. оборудовании.

- насадки, закручивающие струю воды. Могут называться "грязевая фреза", "вращающееся сопло" и др.

Мойки ВД оснащаются двумя типами помп. В подавляющем большинстве помп всех производителей и независимо от конструкции имеются три цилиндра сжатия. Самые простые бюджетные помпы изготовлены из пластмассы и являются по сути одноразовыми. Производители обещают обычно 25-50 часов работы такой мойкой без возможности дальнейшего ремонта, что при цене ее 120-180 у.е иногда себя оправдывает. Поршни также могут изготавливаться из металла, керамики и металлокерамики (могут иметь керамические гильзы). Разные фирмы производители предпочитают ту или иную конструкцию в зависимости от традиций производства (аксиальная помпа или кривошип). Например, фирма KARCHER с самого начала своего производства комплектует большинство своих аппаратов помпами с аксиальным приводом. Фирма KRANZLE также придерживается такой линии. Говорить о преимуществах той или иной конструкции не имеет смысла, так как все зависит от того, насколько качественно сделан этот узел. Но при равных условиях и качестве изготовления кривошипно-шатунный механизм имеет больший ресурс. Помпы с плунжерным приводом - так называемая "косая/наклонная шайба" Преимущества - простота конструкции, компактность, и что немаловажно - низкая себестоимость. Помпы с приводом от коленчатого вала - так называемый кривошипно-шатунный механизм. Ставятся только на профессиональные и индустриальные аппараты в основном Итальянского производства (например PORTOTECNICA, IPG).

Очень важный узел в аппаратах высокого давления - это клапан "By-pass". Во время мойки а/м иногда приходится делать различные остановки-паузы. Чтобы давление в аппарате при этом не стало выше максимально допустимого, помимо входных и выходных клапанов, на всех моделях насосов устанавливают еще и специальный перепускной клапан, позволяющий гонять воду по кругу. Давление, при котором он открывается, всегда указывают в паспорте или каталоге в качестве максимального для данной модели мойки. А сам режим работы насоса обычно называют By pass. Следует обратить внимание на то, что при длительной циркуляции воды внутри мойки (свыше 3-4 мин) возникают: а) явление кавитации (образование в жидкости пузырьков воздуха), ведущее к усиленному износу помпы; б) перегрев помпы, приводящий к ее поломке. Однако следует заметить, что при мойке а/м приостановка работы (выключение пистолета) происходит максимум на 30-40 секунд, после чего процесс мойки продолжается либо оператор выключает аппарат.

В некоторых моделях дополнительно устанавливают датчик открытия. Сигнал поступает на электрическую схему, которая выключает двигатель мойки после того, как давление достигает максимального. То есть аппарат отключается когда оператор отпускает курок пистолета и включается при последующем нажатии. Такую систему называют Total Stop.

В некоторых моделях используют схему, которая выключает двигатель мойки через несколько секунд после того, как давление остается высоким. Такую систему называют Delayed Total Stop.

Температура воды

Нельзя превышать максимальную допустимую температуру воды на входе, поскольку насос рассчитан по этому параметру довольно точно. Обычно она не превышает 50°С. Клапаны - наиболее уязвимое звено в насосах высокого давления, их полимерный уплотнитель способен выдержать температуру не выше 100°С. Расход масла в насосах высокого давления мизерный, тем не менее, следить за его уровнем следует постоянно. В то же время насосы АВД работают в достаточно жестких условиях. Поэтому в них лучше заливать качественные масла. Ресурс насоса любой мойки при нормальных условиях эксплуатации зависит в основном от количества ходов плунжеров и срабатываний клапанов. Модель с минимальным числом оборотов двигателя для условий интенсивного использования при одинаковых характеристиках более долговечна.

Что купить?

Вот тут уже простор для фантазии сейчас просто безграничный. Как правило, люди хотят максимум возможностей за минимальные деньги. Такого не бывает! Аппараты высокого давления, которые стоят дешевле 300-400$ не рассчитаны на длительную и серьезную эксплуатацию Число известных производителей давно уже перевалило за десяток, и время от времени на рынке появляются новые торговые марки. Единственный совет - если Вы не привыкли менять мойки как машины, после того как засорилась пепельница - надо выбрать фирму, которая этим направлением занимается достаточно серьезно и надолго. Тогда и проблемы с запчастями и обслуживанием будут сведены к минимуму. А элементарного обслуживания мойка требует. Ведь никого не удивляет, что автомобиль должен проходить ТО-1, ТО-2, менять изнашивающиеся детали. Так же и аппараты высокого давления - это достаточно сложные приборы с трущимися деталями.

Самые популярные марки в России (на мой взгляд).

KARCHER.

Флагман российского рынка этого оборудования. Безусловная заслуга компании - создание такого массированного наступления на российский рынок, что любую мойку высокого давления уже иначе как "керхер", "кархер", "кёрхер не называют. Выбор моделей, аксессуаров, различных приспособлений традиционно очень большой. Модели в своих обозначениях имеют четкую градацию. Первая цифра (или первые две для четырехзначных номеров) означают номер серии. В каждой серии обязательно присутствуют несколько моделей, по характеристикам друг от друга практически не отличающихся. Чем выше номер, тем мощнее аппарат. Металлическая помпа начинается с пятой серии. Как правило, ставят помпы с плунжерным приводом - так называемая "косая/наклонная шайба". Отличительная черта - желтый цвет, который присутствует с самой первой модели. Сборка производится в основном в Польше и Турции, за исключением спецтехники - моек с особыми техническими характеристиками. В обмен на все имеющиеся достоинства и радость видеть рекламные плакаты и грандиозные выставочные стенды мы получаем весьма завышенную цену аппаратов.

PORTOTECNICA (и ее модификации TORNADO)

Очень известный итальянский бренд. Наиболее динамично прорвавшаяся на российский рынок фирма-производитель. Мойки комплектуются помпами фирмы INTERPUMP (IPG). Все профессиональное оборудование идет с кривошипно-шатунными помпами. Наиболее часто аппараты этой марки встречаются на автомоечных комплексах. К недостаткам можно отнести достаточно скромную линию самых простых бытовых моек. Однако на 2013 год заявлено производство новой линейки бытовых и профессиональных аппаратов. Производитель не выпускает машины с пластиковыми помпами. Данные конструктивные решения используются в аппаратах IPC.

А теперь несколько вопросов, которые могут возникнуть у каждого, кто собирается приобрести аппарат высокого давления.

Как подсоединить воду?

На всех бытовых машинках на входе стоит "папа" от стандартного садового разъема "CLICK" Приобрести можно во всех магазинах, торгующих садовым оборудованием. На "маму" разъема очень легко одевается подводящий шланг. Рекомендуем подводить воду шлангос диаметром не менее 3/4!!!!!

Может ли мойка воду "тянуть" воду с глубины - с подвала, например?

Нет, и еще раз нет. Физически это будет происходить, но это все равно, что ездить на машине на стартере. Что бы ни говорили продавцы - это совершенно ненормальный режим для работы аппарата. Если только вдруг кто из производителей не начнет ставить специально дополнительный насос на вход.

Адаптируются ли мойки, сделанные в Италии, к условиям российского климата?

Наверное, любимый мой вопрос. Осмелюсь напомнить, что вода замерзает при температуре ноль градусов и в Италии, и в Сибири. Другое дело, что здесь это происходит чаще, чем в Италии. Если Вы оставите мойку с водой на морозе - можно быть уверенным, что аппарат выйдет из строя, и практически насовсем. Поэтому на зиму лучше всего его хранить в тепле дома или еще где-нибудь, либо возможно продуть ее компрессором и закачать в нее антифриз - требуется не так уж и много. И еще отличие условий России и Италии - все таки обращение с оборудованием на моечных участках здесь оставляет желать лучшего. Часто мойки за полгода работы выглядят так, как будто они проработали годами, аппараты заливают водой, укорачивают пистолеты (это запрещено европейскими стандартами). К счастью, это не всегда так, и со своей мойкой, не предназначенной для получения коммерческой выгоды, можно обращаться аккуратно. Можно сказать, "как в Италии".

Как уберечь шланг высокого давления от повреждений?

Это одна из самых "нежных" деталей в мойке. Если Вы хотите продлить срок его службы, то надо придерживаться следующих простых правил. Не перегибать шланг. Не наступать на него и не переезжать автомобилем. Не допускать скручивания шланга кольцами, и если у Вас машина с барабаном для намотки - всегда разматывать его при работе. Не возить по полу - от этого стирается резиновый слой. Вообще, имеет смысл подвесить его на "гусек" или специальные кронштейны - поворотные консоли настенного или потолочного крепления (кстати, в Европе делают именно так). Иногда на шланг высокого давления одевают другой шланг, простой поливочный, это уберегает его от истирания.

Как продлить срок службы оборудования? Что приводит к преждевременному его износу?

Чем чище входная вода, тем дольше мойка высокого давления проживет! Применяйте фильтры. Срок службы мойки высокого давления напрямую зависит от качества воды. Желательно иметь фильтр грубой и тонкой очистки на входе воды в аппарат. Благо выбор и тех и этих сейчас достаточно хороший. Регулярно проводите профилактические работы по ремонту оборудования. Масло следует менять через первые 30 часов работы аппарата, затем через каждые 100 часов. Масло должно заливаться только рекомендованное фирмой-производителем мойки.

Аппарат должен получать необходимое количество воды исходя из его технических характеристик, например, если расход воды аппарата 13 л/мин, а водопровод дает только 9 л/мин - больше чем 2 месяца он не проживет! Применяйте только штатные насадки. Содержите технику в чистоте. Проверьте свою электрическую проводку! Броски напряжения могут привести к сгоранию двигателя (а это 50% стоимости аппарата).

Соблюдайте рекомендованный режим эксплуатации аппарата. Для моделей ELITE это около 20 авто в смену. Если предполагается круглосуточное использование аппарата на автомоечном комплексе, рассмотрите аппараты Portotecnica ROYAL PRESS.

А вообще, строго следуйте инструкциям производителя по пользованию оборудованием, они написаны не зря!

Что такое гарантийный ремонт?

Случается и такое, но необходимо четко определять, что есть гарантия, а что есть естественный износ. Например, гарантия не распространяется на любые изнашивающиеся детали, прокладки, резинки, форсунки, шланги высокого давления. И эксплуатация моек в не предназначенном для них режиме (случаются такие эпизоды, когда машинки за 200-300 у.е. ставят на участки постоянной работы некоторые ушлые мойщики, а затем требуют замены, так как за месяц аппарат просто "убивается") тоже попадает под категорию платного ремонта.

Если оборудование вышло из строя в первые часы работы без понятных причин при соблюдении пользователем всех необходимых технических требований к эксплуатации данного оборудования, то это 100-% гарантийный случай! Если же аппарат сначала работал, а со временем стал барахлить - то надо искать причины появления неполадок. Как правило, при правильной эксплуатации аппаратов поломки по вине изготовителя встречаются крайне редко.

Где ремонтировать мойку?

Если у Вас нет опыта ремонта оборудования, то лучше обратиться в сервисный центр. Если Вы считаете, что можете сделать все сами - нужно закупить все необходимые "родные" запчасти и сделать все самому. Все не сложнее мопеда.

Что лучше - немецкое или итальянское?

Каждому свое. Некоторые пользователи субъективно считают, что немецкое оборудование идет все-таки более качественной сборки и при первых запусках начинает работать сразу. Итальянцев иногда еще бывает необходимо "подтянуть", поднастроить, но затем в работе они более неприхотливы чем "немцы". И по цене - обычно итальянское оборудование стоит процентов на 10-30 дешевле, чем аналогичное немецкое.
Реалии современного рынка таковы, что выяснить страну происхождения аппарата бывает просто невозможно, да и скорее всего это не нужно. Теперь потребители начинают отдавать предпочтения торговым маркам, а не стране происхождения.

Немаловажным фактором долговечности является конструкция привода помпы. Коленчатый вал значительно долговечнее.

Что касается наших уважаемых клиентов, то хочу отметить, что для многих из них все мойки высокого давления – "кёрхер", примерно как для меня все копировальные аппараты - "ксерокс". Поэтому иногда клиент может сказать, что он хочет "красный кёрхер" (имеется в виду Portotecnica), потому что он надёжнее "жёлтого кёрхера" и ремонт дешевле. Кстати, так оно и есть.